последнее изменение страницы 29.12.2023

А. Клинге — „Маргарин и искусственное масло"

Пятое, вновь обработанное и значительно дополненное издание. Академическое издательство, Ленинград, 1927 г., стр. 56, цена 1 руб.

На обложке крупным шрифтом написано „Маргарин", однако, из 56 страниц книжки маргарину уделено не более пяти—шести страниц.

„Француз Меж-Мурье в царствование Наполеона III с чисто экономической целью, — сообщает нам автор, — изобрел маргарин, но так как, однако, продавцы стали предлагать маргариновое масло часто вместо натурального, то во многих государствах, главным образом, ради поддержания интересов молочного хозяйства, были изданы различные ограничительные постановления и законы“... Вряд ли регламентация производства и продажи маргарина имела ввиду в первую очередь молочное хозяйство. Иллюстрируя свое положение, автор приводит несколько постановлений бывш. Медицинского Совета от 1912 года. Совершенно непонятно, почему к „пятому, вновь обработанному и значительно дополненному изданию 1927 г.“ автор не потрудился узнать о постановлениях Ученого Медицинского Совета при Наркомздраве хотя бы от 1925 года, касающихся маргарина и, конечно, направленных в защиту не молочного хозяйства, а народного здравия.

Показателем значения маргарина в мировой экономике, по А. Клинге, является то, что „маргариновая промышленность в настоящее время процветает в Сев. Америке, в Голландии и Германии (производящих в год 135 млн. килограммов), а также в Австрии и Франции". — Мы никак не можем согласиться, даже при самом скромном подсчете, с тем, что три первые из указанных стран вместе вырабатывают 135 тыс. т маргарина в год. Откуда у автора такие сведения? Одна лишь Голландия производит свыше 130 тыс. т  (Manch. Gurd. Commercial, 10/XII—1925 г.), а Германия свыше 300 тыс. т. Говоря о процветании маргариновой промышленности, автору следовало бы указать прежде всего на Данию (70 тыс. т.) и Англию (260 тыс. т), а не на Соед. Штаты, где огромное распространение имеет компаунд — имитация свиного смальца, а маргарин вырабатывается в сравнительно скромных размерах (101.000 т в 1925 г.).

Невежество обнаруживает автор и в области отечественной экономики. «Россия, одна из самых богатых говяжьим салом стран... вывозит это сало в Западную Европу». Поистине, мы не ведаем природных богатств нашей страны. Но как объяснит автор тот факт, что мы ввозили ежегодно до войны около 50 тыс. т говяжьего сала из Австралии, когда нам, по его мнению, свое сало девать некуда?!

Однако, вернемся к маргарину. Автор сваливает в одну кучу с маргарином всякие «пальмины», «кохиноли», «коколины», «санели», «пальмосы» и т. п. без малейшего указания на существование каких-либо между ними различий. Молоко, по мнению автора, прибавляется в маргарин «для удаления из сала неприятного и острого запаха»(?), другие же вещества прибавляются для того, чтоб «изменить консистенцию продукта... придать ему... способность при исследовании его придать искусственному продукту константы натурального коровьего масла»(?!) (стр. 5).

Вряд ли кто-либо, прочтя сумбурное изложение этой части брошюры, получит представление, что такое маргарин и как он приготовляется.

В книжке попадаются такие перлы: «премьер- жюс», «Атлянта», «коровье масло мало богато бутирином»... «тщательное исследование безвредности» и т. д.

В заголовке имеется надпись: «кустарное и фабричное производство техно-химических препаратов». На обложке — объявления о выходе в той же серии и того же автора «Производства ваксы» и «Производства чернил». — Универсальность автора в данном случае не дала положительного результата. Возможно, что по его руководствам можно научиться приготовлять чернила или ваксу, но о маргариновом производстве читатель никакого представления из рассмотренной книги не получит.

Не мешало бы положить конец столь беззастенчивому околпачиванию потребителя, которому преподносится под маркой «Академического» издательства возмутительная макулатура.

Г. БРАХМАН — Москва

 

Маслобойно-жировое дело, 1927, №3-4

 

 

 

Перейти к продукции

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2024