последнее изменение страницы 05.04.2024

ООО =РЕАЛ= центр ФИТОАРОМАТЕРАПИИ, КОНТАКТЫ
 

ИЗ СЕРИИ "ЭКЗОТИЧЕСКИЕ МАСЛА И ДУШИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА"

АЛОЙНОЕ ДЕРЕВО


Старик-дух, ООО Реал, real-aroma.ruСхожесть названий «Алойное дерево» и «Алоэ древовидное» уже давно является источником ряда недоразумений, когда под описанием ароматной смолы алоэ (сабура) имеется ввиду смола алойного дерева, и наоборот, при описании смолы и эфирного масла алойного дерева в качестве их источников приводятся ботанические характеристики различных видов культуры алоэ. О такой путанице и недопустимости подобных ошибок предупреждал еще Подвысоцкий В. (1886). Он делал акцент на том, что смола алойного дерева совершенно не обладает теми своеобразными врачебными свойствами, которыми наделены различные виды сабура (о свойствах сабура можно подробнее посмотреть здесь). А Диоскорид, чтобы различать алоэ от алоевой древесины, называл последнюю agallochon и характеризовал ее, как древесину, привозимую из Индии, твердую, плотную, пятнистую, с приятным запахом. «Кора ее напоминает расшитую в разные цвета кожу. Она входит в число курений и фимиамов».

 

Старик-дух или даосский бессмертный с корзинкой цветов. Резное дерево «агаллоха» (Aquilaria agallocha Roxb — определение М. И. Колосовой). Китай. XVII век. Государственный Эрмитаж.

 

 

 

АЛОЙНОЕ ДЕРЕВО (агаллоха, аквилария, алоевое душистое дерево, орлиное, райское дерево, каламбак) — деревья с ароматной древесиной нескольких видов Aquilaria Aloёxylon семейства волчниковых (Thymelaeaceae), главным образом Aquilaria agallocha Roxb. (Aloёxylon agallochum Lour.), Exoecaria agallochon L. и др.

Алойное дерево (Aquilaria agallocha Roxb.) может достигать 40 метров высоты, с диаметром ствола до 2 м. Его родина — Северо-Восточная Индия, а ареал произрастания этого дерева простирается от Бирмы до Филиппин. Основные промышленные посадки этой культуры находятся в Ассаме, Бангладеш и некоторых других районах Индии.

Из-за наличия в этом дереве горьких веществ его, предположительно, по аналогии когда-то и назвали алойным (от араб. aloeh и евр. halal — блестящий и горький), местное же название дерева — каламбак.

А. Амасиаци (XV в.) указывал на горечь, как на качественную характеристику для определения лучшего вида древесины алойного дерева из более чем 10 его видов, еще одним показателем качества он называл тяжесть (плотность) древесины, вследствие которой она тонет в воде. При этом плотность и твердость, а также красновато-коричневый цвет — качества, приобретаемые древесиной в ходе ее длительного хранения, для чего стволы оставляют лежать срубленными в течение нескольких месяцев или даже лет. По описанию Беруни (X в.) и Авиценны, для получения пропитанной смолой древесины свежесрубленные стволы деревьев закапывали в землю на несколько лет, дожидаясь когда рыхлая древесина сгниет и останется «все твердое», этот метод используется до сих пор. Древесина молодого и здорового дерева легкая и светлая, и лишь по мере образования в ней смолы становится твердой и ломкой, приобретает сильный приятный запах, по некоторым оценкам, сходный с запахом сандалового дерева. Душистую древесину алойного дерева местные жители с древних времен используют для ароматизации одежды.

Ароматная смола изначально практически не содержится в древесине дерева, но начинает активно образовываться при патологических процессах, например, при поражении древесины грибком. На воздухе смола быстро затвердевает.

В древности благовонная смола алойного дерева, а также его ароматная смолистая древесина носила название алой (алое). По мнению Сокольского И. Н. (2006), именно об этом благовонии идет речь в Библии: «Никодим при погребении Господа Иисуса Христа принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин 19:39). Алой имеет очень острый и ароматный запах, и потому у всех восточных народов употребляется как драгоценный фимиам для окуривания.

В Священном Писании алой по качеству своего аромата ставится в один ряд вместе с миррою и корицей «со всякими лучшими ароматами».

«Все одежды Твои, как смирна и алой и кассия» — говорит псалмопевец (Пс 44:9). Н. Анненков (1878) приводит бытующее мнение о том, что библейские райские Кущи — это и есть алойные деревья, про которые говорит Валаам (Чс.24:6): «алойные дерева, насажденные Господом». Ароматная смола высоко ценимого алойного дерева входила в дорогие составы для бальзамирования умерших. Есть упоминания о том, что щепу этого дерева в качестве благовонных курений использовали в синагогах при царях Давиде и Соломоне, а в Средние века использовали в Европе для зубных эликсиров.

Тяжелой, пропитанной смолой древесине алойного дерева издревле приписывали многочисленные лечебные свойства. Так, Диоскорид (I в.) свидетельствовал, что питье из алойного дерева помогает от язв и боли в кишках. А. Амасиаци так описывает его свойства: «Делает приятным запах во рту. [Полезно] для зубов, нервов, мозга и органов чувств. Алойное дерево веселит сердце и отгоняет страх. Помогает при болезни бедра. Укрепляет желудок и излечивает воспаление его. Способствует перевариванию пищи и прекращает рвоту. Оно полезно для печени. Останавливает понос и помогает при слизистом [стуле] и дизентерии. А также полезно при истечении мочи по каплям». Припарки использовали при подагре. Окуривание ароматической смесью, состоящей из измельченной древесины алойного дерева (или его смолы) амбры и мускуса, использовали для укрепления сердца и для устранения вредного действия ядов. Авиценна (X в.) в «Каноне врачебной науке» помимо перечисленных областей применения указал, что алойное дерево «изгоняет ветры, уносит излишки влаги, укрепляет внутренности и приносит пользу всем органам».

Авиценна сообщил об использовании измельченного алойного дерева в качестве ароматизирующей присыпки для тела. По более позднему замечанию Амасиаци, такая присыпка, может использоваться еще и в качестве защиты от нательной живности — «если алойное дерево хорошее, то от него вши в одежде не заводятся».

Также Авиценна указывал на употребление алоевого душистого дерева в курениях в качестве заменителя ладана. Амасиаци писал о том, что заменителем алойного дерева является сандаловое дерево.

Китайская фармакология активно использовала лечебные свойства смолистой древесины агаллоха. Так, Ли Шичэнь (XVI в.), в своем труде «Материя медика» (Пен Цао), пишет, что «растение обладает тонизирующим, стимулирующим, ветрогонным и мочегонным действием. Используется как афродизиак».В корейской народной медицине препараты из алойного дерева применяют как ароматическое болеутоляющее желудочное, вяжущее и противорвотное средство. Так, Чхве Тхэсоп (1987) пишет, что препараты из агаллоха используют: «при желудочных спазмах, нервной рвоте, снижении аппетита, болях в животе, икоте, остром гастрите».

Из древесины алойного дерева с древних времен изготавливали различные украшения, дорогую мебель, статуэтки, резали благовонные палочки и др. В коллекции китайского искусства Эрмитажа имеется резная фигурка старика-духа (XVII в.), до сих пор издающая приятный запах, вырезанная, как было недавно установлено, из алойного дерева.

Одним из действующих начал ароматного смолистого вещества (живицы) алоевого дерева является эфирное масло, нашедшее свое применение в элитной парфюмерии, в композициях духов с ароматом восточного типа.

Упоминание о том, что из смолистой древесины алойных деревьев экстрагировали душистую маслянистую жидкость, используемую для лечения, сделал китайский медик Шичэнь Ли еще в 1578 г. Он писал, что в Бенгалии изготавливают лекарство, называемое «агур» (на санскрите название дерева звучит как «агуру»), для получения которого алойные деревья «специально закапывают, чтобы скорее экстрагировать маслянистую жидкость».

Эфирное масло, называемое агаровым маслом, извлекают методом паровой дистилляции из измельченной смолистой древесины зараженных грибком алойных деревьев, древесина которых максимально напитана смолой. Содержание эфирного масла в древесине доходит до 13%. Масло очень густое и имеет показатели (по Gildemeister E., Hoffmann Fr., 1961): d25 — 1,0116, n25/D — 1,4920. Цвет от золотисто-желтого до желто-коричневого. Запах эфирного масла алойного дерева характеризуется как древесный, бальзамический, пряный, дымный.

Состав эфирного масла по Gildemeister E., Hoffmann Fr. (1961): бензилацетон, монокетон С14Н20О2, оксикоричные кислоты (Oxyzimtsäuren), кислота С10Н12О3, сесквитерпеналкоголь, который определяет запах масла алойного дерева.

Чхве Тхэсоп (1987) приводит следующий состав: бензилацетон (26%), ρ-метоксибензил-ацетон (53%), высокомолекулярный терпеноспирт (1,1%), гидрогепиновая и параметоксигидрогепиновая кислоты.

Действие: афродизиатическое, антисептическое, бальзамическое, вяжущее, дезодорирующее, инсектицидное, седативное, фунгицидное.

Миллеры Л. и Б.  (2003) указывают на «очищающее, уравновешивающее энергетику, расслабляющее, омолаживающее, способствующее трансформации и трансценденции, пробуждающие способности к ясновидению» действие агарового эфирного масла. Кроме того, встречаются указания [Целительные ароматы природы] на уравновешивающее действие эфирного масла алойного дерева на все органы, и в особенности — на сердце. А также на способность этого масла успокаивать нервную систему, органы чувств и мозг, что позволяет активизировать и гармонизировать умственные и духовные процессы. Масло способно поддерживать позитивный эффект разгрузочных упражнений и медитаций и способствует развитию воображения.

Эфирное масло алойного дерева относится к дорогим и редким, «экзотическим» маслам.

 

Литература.

  1. Подвысоцкий В. Фармакогнозия растительных веществ, принятых русскою фармакопеею и вновь предлагаемых, сизложением основ врачебного их значения. Лекции профессора Казанскаго университета докт. Мед. Валериана Подвысоцкого, бывшего ассистента фармакологического института Дерптскаго университета. Казань: Типография В.М. Ключникова, 1886.

  2. Амасиаци Амирдовлат. Ненужное для неучей. М.: Наука, 1990.

  3. Беруни Абу Райхан. Избранные произведения. Т. 4. Сайдана (Фармакогнозия). Ташкент: «ФАН» Узбекской ССР, 1973.

  4. Авиценна (Абу Али ибн Сина). Канон врачебной науки. 2-е изд. Ташкент: «ФАН» Узбекской ССР, Т.2, 1982.

  5. Сокольский И. Н. Прекрасные растения Библии. М.-СПб.: Диля, 2006.

  6. Библия. (Ветхий Завет).

  7. Анненков Н. Ботанический словарь. Справочная книга для ботаников, сельских хозяев, садоводов, лесоводов, фармацевтов, врачей, дрогистов, путешественников по России и вообще сельских жителей. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1878.

  8. Шичэнь Ли. Китайские целебные травы. Классический труд по фармакологии. Пер. с англ. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

  9. Чхве Тхэсоп. Лекарственные растения. Пер. с корейского. М.: Медицина, 1987.

  10. Gildemeister E., Hoffmann Fr. Die ätherischen öle. Band VI. Berlin: Academie Verlag,1961.

  11. Миллер Л., Миллер Б. Ароматерапия с позиций аюрведы. Пер. с англ. М.: Саттва, 2003.

  12. Целительные ароматы природы. М.: Вече, 2004.


© Федотов С. В.,  Февраль 2009 

См. также статьи аквилария, алойное дерево




 

Алойное дерево с сайта  www.fragrantica.ru/

 

На страницу автора

 

К общему алфавитному указателю статей

 

На главную

 

 

 

Активная ссылка при использовании материалов этого раздела real-aroma.ru



информация

 

© ООО Реал, 2002-2024

 

Top.Mail.Ru   Яндекс.Метрика