последнее изменение страницы 29.12.2023

РИСОВАЯ ПУДРА И КРАСКИ ДЛЯ ЛИЦА

Во все времена женщины прибегали к пудре, чтобы увеличить красоту своего лица.

У римлянок дело доходило до того, что большинство кокетливых женщин дома не снимало с лица толстого слоя специально для этой цели предназначенной пасты; называлось это маскою для мужа. В наши дни, когда все искусства стали утонченнее, и косметическое искусство довольствуется в большинстве случаев употреблением рисовой пудры. Рисовую пудру можно поистине назвать главным орудием в арсенале женского кокетства. В настоящее время она употребляется десятками пудов, хотя, к сожалению, рисового в ней только название. Большая же часть употребляемых пудр в сущности те же белила, скрывающиеся только за более невинным названием. И в самом деле, в состав их входят мел, тальк, висмут, алебастр, цинковый цвет, углекислая магнезия и проч. Хорошо еще, что эти минеральные примеси не особенно вредны и, в противоположность краскам, не содержат ядовитых веществ вроде свинцовых белил и проч. Эти порошки потому с такою охотою употребляются, что лучше пристают к коже и потому более пригодны для замазывания красных пятен, рубцов, прыщей и пр.

Не станем говорить о рисовом крахмале: этот в самом деле очень плохо пристает. Но крахмал пшеничный должен бы по правилам разумной гигиены составлять основу всех пудр для лица; он охлаждает и сушит, как ни один минеральный порошок, кроме того он пристает довольно хорошо, в особенности если прибавить к нему немного очень тонкого порошка талька и порошка плаунного семени, которого гигиенические качества известны всякой матери. Такая пудра будет все же иметь преимущественно растительную основу и в таком виде представляет драгоценное средство против крайних степеней и колебаний температуры; она с большим успехом умеряет легкие раздражения кожи и не дает развиваться накожным сыпям; она незаменима в больших собраниях (вечерах, балах, театре), где лицо, шее и плечи приглашенных в течение долгих часов подвергаются действию горячего и спертого воздуха, в высокой степени вредного для такого нежного цветка, как кожа.

Должно вовсе не употреблять порошок фиалкового корня, так как в чистом виде или даже с небольшою примесью рисовой пудры оп очень раздражает вожу. Пудры для лица вообще не должны быть очень душисты, в противном случае они вызывают головные боли и расстройства нервов, в особенности когда к ним примешаны искусственные эссенции из разных фруктов, а таково, согласно последним открытиям химии, большинство из них.

Употребление красок восходит до глубокой древности. Кокетство и желание нравиться родились вместе с Евою. В Ветхом Завете чуть ли не на каждой странице читаем об употреблении пятисернистой сурьмы, а царица Иезавель мазалась, как говорится, напропалую. Несколько позже мы видим, что римлянки дошли до такого злоупотребления румянами, что далеко оставляют за собою даже наиболее приверженных к этому современных актрис.

Хотя краска, вообще говоря, красоты и не придает, однако же, если пользоваться ею осторожно и умненько, конечно, под условием ее безусловной доброкачественности, — она несомненно может увеличить свежесть черт лица и с успехом прогнать с физиономии следы печали и усталости. Одним словом, искусство краситься должно быть невинным и применяться периодически; отнюдь не следует превращать его в мазню для переоштукатуривания развалин, произведенных коварным временем. Впрочем, нужда пляшет, нужда скачет... тут и толковать нечего!

Главнейшие краски для лица — белые, красные, голубые и черные. Белила, можно сказать, с каждым днем теряют свое место в торговле, по мере того, как их вытесняют новейшего производства, с позволения сказать, рисовые пудры, которые представляют ничто иное, как замаскированные белила. Как чумы должно оберегаться этих белил, „замечательно хорошо пристающих, чудеснейшим образом придающих лицу цвет и бархатистость счастливейших организаций или как там еще их аттестуют любостяжательные торгаши, придавая им вдобавок такие привлекательные названия, как blanc d’argent, blanc de perle и т. д. Не верьте, любезные читательницы, никакого тут серебра, никакого тут жемчуга нет, а есть просто опасный и вероломный свинец, который может в окончательном результате привести вас к сатурнизму, т. е. к отравлению свинцом! Есть легкий способ убедиться в присутствии свинцовых белил: стоит лишь смешать их с раствором иодистого калия, чтобы получить характерную для них ярко-желтую окраску.

Очень хорошие белила можно приготовить из окиси цинка, попросту называемой цинковым цветом, вещества совершенно безвредного. Отличные белила можно изготовить из основного азотнокислого или лучше хлористого висмута, смешивая его с тальком и хорошенько растирая со свежим свиным салом, спермацетом и глицерином, взятыми в известной пропорции. В большом ходу у парфюмеров алебастр; около Монмартра в Париже для этой цели понастроены даже специальные мельницы и вскоре, пожалуй, все местные алебастровые холмики будут измолоты и постепенно разойдутся по коробкам и бутылям парижских парфюмеров.

Румяна употребляются во всевозможных видах и состояниях: твердом, жидком, порошкообразном, в виде помады или особенным образом приготовленных подушечек. Они содержат иной раз самые ядовитые соли ртути и мышьяка — киноварь (сернистую ртуть) и реальгар (сернистый мышьяк). Мы имели недавно случай исследовать румяна немецкого происхождения; они оказались чистою киноварью и были очевидно предназначены исключительно для вывоза, так как в Германии гораздо строже относятся (и это делает ей честь) к изделиям парфюмеров.

Хорошие и безусловно безвредные румяна приготовляются из кошенили или из сафлора.

Большее распространение имеет последнее по причине страшной дороговизны кошенили, которая ценится на вес золота. Были попытки приготовлять румяна из розанилина, который дает очень прочную краску, может быть, даже слишком прочную.

Голубая краска (лязулит) служит для рисования жилочек; краска, приготовленная из талька и индиго, в данном случае лучше берлинской лазури. Черные краски служат большею частью для подводки глаз и делаются из тонкой сажи; ими искусственно увеличивают снаружи глазную щель и тем придают глазам миндалевидную форму.

Привычное употребление разных красок идет вразрез с гигиеною, так как они так или иначе нарушают правильную деятельность кожи, закупоривая ее поры. Они так сильно сушат кожу, что она делается точно пергаментною и тогда — прощай, красота! Всем известно, как портится лицо у драматических актрис.

Поэтому, если кому никак невозможно обойтись без красок, то он должен:

1) Ограничить употребление краски по возможности меньшим участком кожи, чтобы таким образом причинить ей наименьший вред.

2) Лишь только цель, для которой производилось накрашивание, достигнута, тотчас же старательно обмыть накрашенные места и

3) употреблять лишь те краски, в полнейшей безвредности которых нет никакого сомнения.

 

Монэн. Гигиена женской красоты (1887)

 

Перейти к продукции

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2024