последнее изменение страницы 29.12.2023

A. Подготовка материала

Материал, из которого добываются эфирные масла, весьма разнообразен. Сюда относятся стебли, дерево, корни, листья, плоды, семена, цветы и т. д. Подготовка материала для обработки должна сообразоваться с его природой и видоизменяться, смотря по обстоятельствам. В виду этого, очевидно, нет возможности дать какие-либо общие указания по этому вопросу, и нам приходится ограничиться здесь некоторыми предварительными замечаниями, отлагая более подробные указания до рассмотрения каждого эфирного масла в отдельности.

Можно принять за общее правило, что, чем свежее материал, из которого добывается эфирное масло, тем лучше. Некоторые цветы, будучи сорваны, быстро завядают и теряют большую часть своего аромата. В таких случаях необходимо подвергать их обработке немедленно после сбора, — всякое промедление ведет к потере эфирного масла и к убыткам для производителя. Если нет возможности сейчас же обработать срезанные цветы, то во всяком случае необходимо расстилать их тонким слоем, а отнюдь не складывать в кучи, иначе произойдет нагревание, брожение и порча материала. При добывании напр., розового масла весьма важно, чтобы перегонные кубы помещались как можно ближе к плантациям роз. По той же причине в Болгарии наибольшее значение придают не урожаю роз, а сырой и прохладной погоде во время сбора, так как при жаре и засухе цветение идет так быстро, что нет возможности своевременно собрать и немедленно обработать весь материал.

Другое обстоятельство, на которое также необходимо обращать особое внимание, это — спелость материала. Под спелостью мы в данном случае разумеем то состояние материала, в котором он содержит наибольшее количество эфирного масла и дает продукт наилучшего качества. Moмент спелости весьма разнообразен и вполне зависит от особенностей каждого растения. Благоухание цветов определяется временем дня, степенью расцветания и т. д. Розы, например, должны быть срезаемы с рассветом, цветы померанцевого дерева собираются с вечера; в том и другом случае выбираются не вполне распустившиеся цветы, и т. д. Все эти, по-видимому, мелочные условия должны быть принимаемы во внимание, чтобы получить возможно обильный урожай эфирного масла высшего качества.

Ho все наши труды и заботы будут напрасны, если мы не обратим особенного внимания на чистоту материала. Всякая посторонняя примесь должна быть тщательно удалена, потому что эта примесь, подвергаясь обработке вместе с материалом, может дать продукты, которые примешаются к эфирному маслу и повредят его достоинству, особенно, если они имеют неприятный запах. Потому напр., цветы должны быть отделены от веток, листьев, и пр. — семена, корни и т. под. от всякого сора, — отдельные растения или части их от сорных трав, и т. д. Об этом нужно заботиться заблаговременно. Когда материал уже собран и нужно приступить к его обработке, то очистка его производит задержку и лишний труд. Необходимо по возможности собирать его чистым, а главным образом обратить внимание на чистоту культуры, удаляя сорные травы и вообще посторонние растения. Насколько это важно, видно из того, что напр., американское мятное масло ценится втрое дешевле английского, и это зависит главным образом от того, что мятные плантации в Америке засоряются различными посторонними растениями, из которых при перегонке мяты к ней примешиваются летучие масла неприятного запаха. По той же причине необходимо брать от душистого растения только те части, в которых содержится добываемое эфирное масло. Нередко бывает, что соседние части содержат также эфирное масло, но другое, иного состава и иного запаха. Иногда приходится напр., отделять лепестки цветов от чашелистиков, чтобы получить вполне чистое эфирное масло.

Если, по каким-либо особенным причинам, требуется сохранить цветы или иной, подобный, легко портящийся материал, то лучшим средством для этой цели является соление. Так можно надолго сохранить розы, плотно уложив их в бочки и пересыпав солью (примерно 1 пуд соли на 6 пуд, роз). Ho при этом все-таки теряется довольно много эфирного масла, и цветы уже не имеют столь тонкого благоухания, как свежие. В иных случаях можно сохранить растения или душистые части их посредством сушки, произведенной с соблюдением необходимых предосторожностей. Сушеная мята может сохраняться в течение нескольких месяцев, и долее. Однако при этом аромат, с течением времени, все-таки страдает. Вообще, долго сохраняться могут преимущественно только такие душистые материалы, в которых эфирное масло плотно заключено внутри растения, и если оно притом мало летуче и мало окисляется на воздухе. Многие душистые растения заморских, преимущественно тропических стран, частью перерабатываются на месте, частью привозятся в Европу в сушеном виде. Нередко оказывалось, что эфирное масло, полученное из них в Европе, лучше, чем привозное, приготовленное на их родине. Ho это не зависит от сушки и перевозки, а объясняется тем, что в Европе обработка производилась тщательнее и с помощью более усовершенствованных приборов. Поэтому можно принять за общее правило, что долгое сохранение материала не способствует его улучшению.

Имея материал надлежащих качеств, можно обыкновенно немедленно приступить к извлечению из него эфирного масла. Ho иногда приходится предварительно подвергнуть его некоторой подготовке, имеющей целью облегчить выделение эфирного масла. По какому бы способу ни производилось добывание эфирного масла — требуется ли увеличить поверхность испарения, способствовать более тесному соприкосновению с парами воды, содействовать успеху прессования, и т. д., — во всех случаях размельчение материала облегчает обработку. Если материал сам по себе мелкий (напр., мелкие семена), если он мягкий (листья), если эфирное масло заключено в поверхностных клеточках (цветы), то искусственное размельчение материала излишне и расходы на это не окупились бы. Иногда размельчение было бы не только излишним, но и вредным, как напр., в тех случаях, когда эфирное масло легко улетучивается (напр., у большинства цветов), или когда оно на воздухе осмоляется (у аниса). Если материал крупный и твердый, как напр., дерево, корни, некоторые плоды, и т. под., то измельчение делается необходимым.

Базаров А. И. сайт real-aroma.ru Приборы и машины, служащие для размельчения, весьма разнообразного устройства, смотря по материалу, для обработки которого они предназначаются. Мы не будем останавливаться на сложных и дорогих машинах, приноровленных к крупному, фабричному производству, а укажем только некоторые аппараты, наиболее пригодные для небольшого хозяйства.

Простейший инструмент для разрезания стеблей, корней, и пр., изображен на рис. 7.

Он состоит из трех ножей, прикрепленных к железной доске посредством винтов, вследствие чего можно удобно снимать их для чистки или оттачивания. К доске приделана длинная рукоятка, сделанная из железной трубы. Внутренность ее наполняется, по мере надобности, песком или дробью, для увеличения тяжести.

Немного сложнее другой прибор, представленный на рис. 8, но зато он дает возможность обработать большее количество материала в то же время и с меньшей затратой труда. Базаров А. И. сайт real-aroma.ru

Растения или части их кладутся в корыто A, подхватываются вальком B и подвигаются к рамке D, причем особое приспособление позволяет, по желанию, регулировать длину отрезаемых частей. Нож C приводится в движение колесом E, опускается, отрезает выдвинувшуюся часть растений, вновь поднимается, и т. д.

Для раздробления более твердых корней и подобных материалов употребляется дробилка, показанная на рис. 9.

Материал кладется в воронку, откуда он попадает между двух обратно вращающихся, металлических зубчатых вальков (см. рис. 10), которые раздробляют его на мелкие части.

Вальки эти легко заменить другими, гладкими и тогда тот же прибор может служить для раздавливания семян и т. под.

В некоторых случаях, когда эфирное масло добывается водной перегонкой, необходимо предварительно намочить материал в воде. Это делается обыкновенно тогда, когда материал трудно пропитывается водой, как напр., сухие плоды, семена и т. под. Предварительным намачиванием сокращается время перегонки, что ведет к экономии в топливе и, кроме того, к улучшению качества эфирного масла, которое всегда страдает от слишком продолжительного соприкосновения с горячей водой, Намачивание продолжается обыкновенно от 12 до 48 часов, и для этого берется 3 или 4 части воды на 1 часть материала.

Базаров А. И. сайт real-aroma.ruНужно заметить, что бывают случаи, когда, помимо измельчения или иной механической обработки, требуется еще особая подготовка, химическая, своего рода брожение. Дело в том, что иногда материал в природном состоянии совсем не содержит готового эфирного масла, и последнее может получиться только вследствие химического разложения известной составной части этого материала. Так напр., горький миндаль не содержит горькоминдального масла, но в нем заключается твердое, белое, кристаллическое вещество, называемое амигдалином, которое под влиянием известного фермента (эмульсина), способно распадаться на виноградный сахар и горькоминдальное масло. To же самое относится к горчичному семени, которое не содержит готового горчичного масла, но заключает другое, более сложное соединение, из которого, при помощи фермента, может быть получено горчичное масло. В этих и других подобных случаях нужно очевидно прежде подвергнуть имеющийся материал известной обработке, при которой в нем образовалось бы эфирное масло. Процесс образования эфирного масла совершенно сходен с образованием спирта при брожении сахаристых веществ. Из виноградного или иного сусла можно получить спирт, но сусло не содержит спирта, а только сахар, который под влиянием фермента (дрожжи) может распадаться на спирт и углекислоту. Прежде чем гнать спирт, нужно произвести брожение сусла. Точно также горькие миндали, горчичные семена и т. под., должны предварительно подвергаться своего рода брожению.

Подобное брожение, сопровождаемое образованием пахучих веществ, наблюдается нередко: живое растение иногда вовсе не пахуче, или обладает лишь слабым запахом, но как только оно срезано, в нем начинается развитие благоухания. Общеизвестным примером может служить благоухание сена. Брожение требует обыкновенно известной температуры, и потому оно идет лучше, когда растения сложены в кучи, где они взаимно нагреваются и защищаются от охлаждения. Ho чрезмерное нагревание вредит делу. В некоторых случаях вся суть технической обработки растительного материала заключается именно в умелом ведении этого брожения. Достаточно напомнить обработку табака и чайных листьев. Примеры развития благоухания в срезанных частях растений можно найти и в области душистых веществ, употребляемых в парфюмерном деле: укажем на пачули, ваниль, фиалковый корень и пр. Ho в большинстве случает брожение подобного рода вредит аромату растений, и потому его тщательно избегают. Это необходимо иметь в виду при сушке растительного материала, а также в тех случаях, когда ему приходится почему-либо пролежать некоторое время между сбором и поступлением в куб. Вообще, как уже сказано, следует всегда, если только обстоятельства позволяют, пользоваться возможно свежим материалом.

Тут необходимо сделать одно примечание.

Базаров А. И. сайт real-aroma.ruВ этой книге, при описании некоторых эфирных масел, показаны большие цифры для выхода масла из сухого материала, чем из свежего. Нужно заметить, что это нисколько не противоречит тому, что сейчас было сказано. Дело в том, что при сушке материала количество эфирного масла, находившегося в нем первоначально, не увеличивается (большею частью даже уменьшается), но процентное содержание, т. е. относительное количество, действительное возрастает. Это лучше выяснится на примере. Положим, что свежий растительный материал содержит 80% воды и 20% остальных веществ, в том числе 1% эфирного масла, и далее предположим, что он при сушке теряет ¾ всей воды, но количество эфирного масла остается при этом без перемены. Тогда из 100 фунтов, в числе которых было 80 ф. воды, 1 ф. эфирного масла и 19 ф. остальных веществ, после сушки получим 40 фунтов, в том числе 20 ф. воды, 1 ф. эфирного масла и 19 ф. остальных веществ. Теперь относительное количество эфирного масла увеличилось, — 1 ф. его приходится всего на 40 ф. материала, следовательно, этот сухой материал содержит 2,5% эфирного масла. Если бы даже половина эфирного масла потерялась при сушке, то все-таки относительное количество его в сухом материале было бы больше, чем в свежем, и составляло бы около 1,25% (½ ф. эфирного масла на 39½ ф. материала). Поэтому, из того, что сухой материал дает больший процентный выход эфирного масла, чем свежий, нельзя заключать, что употребление первого выгоднее последнего. Напротив, если взять вместо сухого материала, соответствующее ему до сушки количество свежего, то из него получится столько же или даже больше эфирного масла, чем из сухого, и притом лучшего качества.

(Базаров А. И., Монтеверде Н. А. Душистые растения и эфирные масла.)

 

В раздел Базаров А. И.

 

На главную 

 

Перейти к продукции  

 

К общему алфавитному указателю статей



Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru  

© ООО Реал, 2002-2024