последнее изменение страницы 18.05.2021

Искусство парфюмера

Все знают, что парфюмерия — это духи, одеколоны, лосьоны, туалетная вода. В этом номере журнала в разделе «Обыкновенное вещество», рассказывается о том, чего многие не знают. Из чего делаются духи? Как работает парфюмер? Где синтезируются искусственные душистые вещества? Как возникло древнейшее искусство парфюмерии?

 

Некоторые люди недоумевают, когда слышат, что парфюмерия — это искусство. Правда, для них оно почти неизвестно, деятельность парфюмера относится к редким профессиям.

Подобно тому, как художник с помощью палитры красок создает картину, а композитор «в музыку преобразует шум», разрозненные, а иногда и несуществующие в природе — «фантазийные» композиции запахов парфюмер превращает в стройное гармоническое целое — изящные и тонкие духи и одеколоны.

ПАРФЮМЕРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Парфюмерные композиции — это сложное сочетание различных душистых веществ, как естественных, так и синтетических.

Природа создала свои многочисленные запахи из довольно ограниченного количества элементов, но все многообразие запахов зависит от их сочетаний. Как из букв алфавита слагается все многообразие слов и предложений, так из основных запахов складываются все оттенки природных ароматов.

 

 

 

 

Общеизвестны такие определения характеров запаха, как тонкий, изящный, богатый, бедный, тусклый, легкий, сухой, влажный (не говоря уже о просто приятном или неприятном).

Парфюмер, выбирая ассортимент и весовые отношения душистых веществ, казалось бы, совершенно свободен в своем творчестве. Однако это далеко не так. К запахам естественных душистых растений он добавляет другие, в природе не встречающиеся, но дающие с ними гармоническое сочетание.

Найти основное звучание и правильную окраску запаха — ее тембр — и есть самая трудная задача для парфюмера. Он вводит в композицию душистые вещества, сопровождающие основной элемент; эти сопровождающие вещества составляют иногда 70—80 весовых процентов состава композиции, они подчеркивают характер и окраску ведущего запаха.

Как объяснить понятие «тембр запаха»? Его можно уловить, если сравнить, например, запахи розы и герани, апельсина и мандарина, чай грузинский и цейлонский, различные сорта кофе, особенно при добавлении в него цикория.

В композициях парфюмера иногда сочетаются запахи, по тону и окраске совершенно противоположные; например, такие светлые, как ваниль, и темные, как деготь или пачули[1]; влажные, как роза, и яркие, как амбра; звучные, как лимон, апельсин и бергамот, и глухие, как дубовый мох; теплые и сладкие плодовые запахи жасмина парфюмер соединяет с грубыми запахами индола и скатола. Из одних и тех же веществ, в зависимости от их соотношения, могут быть созданы и новые запахи, такие, которые напоминают зеркальное отображение известных — например, запахи амбровая роза и розовая амбра.

Чтобы из различных душистых веществ получить удачную новую композицию, парфюмеру приходится немало экспериментировать. В основе всякой композиции лежит какая-то идея — основа будущего запаха, которая зародилась у парфюмера. Она может относиться и к какому-либо одному душистому веществу, и к сочетанию нескольких. Это сочетание будет служить как бы наброском будущей композиции и нередко определяет ее конечный тип и характер. Именно поэтому духи одних и тех же цветочных наименований, созданные различными парфюмерами, имеют различные оттенки ароматов, зависящие от вкуса и личности парфюмера.

В готовых композициях парфюмер ярче и полнее подчеркивает специфические запахи. Можно даже сказать, что хорошие духи «Сирень» или «Ландыш» больше пахнут сиренью или ландышем, чем их естественные прототипы.

Парфюмеру, помимо отличного знания характера и свойств запахов, требуется большое художественное чутье и вкус. Только тогда он может создать настоящее произведение своего искусства.

НОСИТЕЛИ ЗАПАХОВ — ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Дочь известного естествоиспытателя Карла Линнея заметила однажды душным летним вечером в саду странное свечение цветов настурции. Над лепестками появлялись как будто искры или легкое пламя. Она зажгла свечу и поднесла ее к цветку. Яркое пламя охватило все растение, по стеблям побежали огоньки. Но оно осталось целым и свежим...

 

 

 

 

Такое же свечение наблюдается над красными цветами пеларгонии. Многие дети любят сжимать кожицу мандарина и апельсина перед горящей спичкой или свечой; из кожицы при этом выдавливаются струйки масла, которое с треском вспыхивает. Это светятся и вспыхивают пары эфирных масел, сообщающие растениям свойственный им запах. Их роль в жизни растений очень велика: пары эфирных масел, выделяемые листьями и цветами, окутывая их со всех сторон, предохраняют растения от слишком сильного нагревания солнечными лучами днем и от охлаждения ночью. Вспомните, как сильно пахнут по вечерам цветы душистого табака, метиолы, ночной фиалки-любки. Из чего же состоят эфирные масла? До начала XIX века считалось, что эфирные масла представляют собой однородное по составу вещество, более или менее загрязненное какими либо примесями. Позже химики доказали, что эфирные масла, содержащиеся в душистых растениях, — это сочетание большого числа химически индивидуальных веществ, каждое из которых обладает собственным запахом.

Эти масла летучи. Они, в отличие от жирных масел, не оставляют на ткани или бумаге жирных пятен. В смеси эфирных масел, содержащихся в каждом растении, есть масла и с приятными, и с неприятными (иногда даже отталкивающими) запахами. Например, натуральное масло жасмина содержит около 2,5% индола — вещества с отвратительным фекальным запахом. Но в этой дозе оно сообщает запаху жасмина особый (и очень приятный) оттенок. В лимонном масле — около 90% терпенов, тоже обладающих очень неприятным запахом.

Содержатся в эфирных маслах и нелетучие душистые вещества — воски, смолы и другие. Они понижают летучесть масел, замедляют их порчу. При перегонке масел они большей частью остаются в осадке. Поэтому запах масел, не извлеченных из растений, более стоек, несравненно медленнее улетучивается и очень долго не портится. Например, если корицу или гвоздику хранить даже при доступе воздуха, они сохраняют свой запах много лет, в то время как коричное или гвоздичное масло улетучивается и портится довольно быстро.

Многие знают китайские и индийские веера, сделанные из сандалового дерева. Они в течение десятилетий сохраняют свой особый аромат, а носитель этого запаха — сандаловое масло, нанесенное на какую-либо поверхность, улетучивается за несколько дней.

Парфюмеры используют природное душистое сырье в огромном ассортименте — в их распоряжении около пяти тысяч названий. Это сырье поступает из всех теплых и жарких зон земного шара. В СССР душистые растения разводят на Кавказе, в Крыму, в Молдавии, в Средней Азии, в Центрально-черноземной зоне, на Украине. Это роза, кориандр, тмин, мускатный шалфей, герань, мята, лаванда, анис, жасмин, дубовый мох, азалия, ладанник и другие. Извлеченные из них различными способами эфирные масла растворяют в этиловом спирте; так получаются одеколоны и духи. В одеколоны идет меньше душистого сырья, и раствор спирта в них не такой крепкий, как в духах.

Большое значение в парфюмерии имеют смолистые вещества, которые добывают из деревьев, надрезая их кору и ствол: бензойная смола, ладан, толуанский бальзам, стиракс. Эти вещества обладают собственным приятным запахом, они способны повышать стойкость других ароматов и, кроме того, принадлежат к сильнейшим фитонцидам. Последнее означает, что их можно использовать также для очищения и дезинфекции воздуха. Огромное значение в парфюмерии имеют душистые вещества животного происхождения — высушенные железы мускусного быка, бобра, ондатры, а также амбра и цибет*.

Но естественные душистые вещества и животного, и растительного происхождения очень дороги. Эфироносные культуры требуют больших площадей под посевы, большого труда для извлечения масел из сырья.

РОЖДЕНИЕ ЗАПАХОВ В ЛАБОРАТОРИИ

Еще в конце XIX века в результате исследований химиков-органиков были выделены в чистом виде составные части многих эфирных масел. Началось изучение их химического состава, а это, естественно, привело к синтезу многих душистых веществ.

Массовое, промышленное производство этих веществ стало возможным только благодаря высокому развитию химической науки и техники: такой синтез относится к области тонкой и весьма сложной химической технологии. Даже незначительные примеси, которые трудно определить обычными химическими или физическими методами, становятся препятствием к применению в парфюмерии всего продукта.

В СССР производство синтетических душистых веществ бурно развивается. Синтезированы, в частности, совершенно новые душистые вещества (тибетолид, мустен, санталидол, мирценоль и многие другие). Из широко применяемых синтетических душистых веществ назовем бензилацетат, ванилин, гераниол, фенилэтиловый спирт и цитронеллол, цитраль, цитронеллаль, линалоол, терпинеол, гелиотропин, ионон, жасминальдегид, кумарин.

Естественно задать парфюмеру вопрос: могут ли синтетические душистые вещества полностью заменить естественные? Постараюсь ответить.

Синтетические душистые вещества (цветочного характера) определяют лишь основную черту запаха растений, и то не полностью; они лишь напоминают запах того или иного растительного вещества, но не воспроизводят его. Они лишены окраски, звучности, бархатистости, я бы сказал — «оркестровки» запаха, которые присущи натуральным душистым веществам.

По моему мнению, полностью заменить естественные душистые вещества синтетическими невозможно.

Только сочетание тех и других дает возможность создать действительно полноценные парфюмерные композиции.


[1] Подобные сочетания были модными в духах, завоевавших популярность еще в начале века — «Жокей-клуб» и «Русская кожа». Сейчас на этой основе разработаны новые прекрасные советские духи — «Маскарад», «Русь» и другие.

* О применении в парфюмерии душистых веществ животного происхождения см. «Химия и жизнь», 1966, № 2, статья «Звериные духи».

Р. А. ФРИДМАН

 

(Химия и жизнь, 1966, №9)

 

 

 

 

 

(Библиография работ Фридмана Р. А.)

 

На страницу Фридмана Р. А.

 

Перейти к продукции

 

На главную

 

К общему алфавитному указателю статей

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
© ООО Реал, 2002-2021