последнее изменение страницы 30.05.2022

ООО =РЕАЛ= центр ФИТОАРОМАТЕРАПИИ, КОНТАКТЫ

 

ароматы в истории

к странице 1 2

В римском Музее Капитолия открылась уникальная экспозиция античных духов
… наиболее обильно благовония употреблялись во время праздников.
Жертва укладывалась на усыпанный венками из ароматных трав алтарь и сжигалась с ладаном
Фараону, как и богам, подносился ладан
тело несколько раз обмывают розовой водой
Расположенные на востоке Святой Земли горы Гилеада
Розовое масло производится в Индии с давних пор
Кожа Александра очень приятно пахла
Сосуды-канопы из Лувра раскрывают свои тайны
...поклонники Бахуса не ограничивались наружным употреблением ароматических веществ
Не пренебрегал благовониями даже оборванный циник Диоген
с таким же пренебрежением Сократ относился к купанию и отнюдь не считал гигиену обязательным атрибутом мудреца
ученые смогут реконструировать запах
парфюма спустя 3,5 тысячи лет
Наряду с другими распространенными  благовониями заслуживают упоминания...
Когда мандарины входят в тронный зал, возжигают благовония перед царствующим монархом



  • Древняя парфюмерная лаборатория раскрывает секреты. В римском Музее Капитолия открылась уникальная экспозиция античных духов, составленных из растительных компонентов - смеси натуральных специй и оливкового масла. Всего парфюмерам удалось восстановить 14 оригинальных ароматов, следы которых были найдены в маленьких глиняных емкостях, во время раскопок в районе Пиргос-Маврораки, на Кипре. Предположительно, там находилось что-то вроде древней парфюмерной лаборатории, а возраст найденных духов составляет более 4000 лет. Археологи отмечают, что эта лаборатория, разрушенная, скорее всего, во время землетрясения, сохранилась на удивление хорошо.

    По словам куратора выставки Марии Росарии Бельджорно, сегодня при составлении парфюмерных композиций мастера используют химические и спиртовые компоненты, по сравнению с которыми найденные ароматы обладают более свежими запахами. Древние парфюмеры использовали миндаль, кориандр, мирт, смолу хвойных деревьев, бергамот, - но нигде среди обнаруженных духов не обнаружено цветочных запахов.

    Обнаруженным духам дали имена Геры, Афины, Афродиты, Артемиды и других греческих богинь. Все они выставлены на стендах под стеклом, и чтобы ощутить запахи, посетителям необходимо приподнимать крышки. На выставке также представлены 60 различных экспонатов, обнаруженных в шестидесяти милях к юго-западу от Никосии, - амфоры, кувшины, дробилки и устройства для дистилляции. Об этом сообщает "Компьюлента" со ссылкой на France Presse. (02.04.07. http://www.inauka.ru/news/ )

  • … наиболее обильно благовония употреблялись во время праздников. Уже в эпоху Гомера было принято, прежде чем пригласить гостя за стол, предложить ему омовение, завершавшееся умащением ароматическими притираниями.[…] Позднее ароматические вещества использовались не только при омовении перед началом пира, но и непосредственно во время пира подносились в алебастровых или золотых сосудах; гостей также увенчивали гирляндами из цветов. […] Такой способ употребления благовоний во время пиров был продиктован не только тем, что это было приятно, но и тем, что ароматические вещества улучшали самочувствие, особенно если их втирали в кожу головы:

    Сладким бальзамом главу оросите, и это Лучший рецепт против любого недуга.

    Анакреон советовал также растирать благовониями грудь и область сердца, на которое, как он считал, приятные запахи оказывали успокаивающее действие. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)

  • Никто из греков не предпринимал путешествия или любого другого более или менее важного дела, не попытавшись предварительно заручиться милостью того из богов, покровительство которого было необходимо для начинания, принеся для этого в жертву угодное данному богу животное. Жертва укладывалась на усыпанный венками из ароматных трав или цветов алтарь и сжигалась с ладаном (олибанумом), это сопровождалось ритуальным возлиянием вина из специальной неглубокой чаши, называвшейся патера […] При упрощенном ритуале на алтаре для курений, называвшемся thytenon, сжигались только благовония. Для всех проходивших в Греции религиозных празднеств требовалось значительное количество ароматических веществ. […] Алтарь, на котором курились чистейшие благовония, окружало определенное число одетых в пурпур и увенчанных миртовыми венками жрецов, среди которых на великолепном троне восседал верховный жрец. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)

  • Фараону, как и богам, подносился ладан, однако это происходило лишь в особых случаях, к примеру, при триумфальном возвращении после удачного военного похода. В парадных носилках, в сопровождении блестящей свиты царь вступал в столицу. Навстречу ему выходила длинная процессия жрецов. Облаченные в парадные одеяния жрецы держали трубки-курильницы с благовониями, пока храмовый писец декламировал записанные на папирусном свитке деяния государя-победителя. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии).

  • Среди множества обычаев, унаследованных современными египтянами от своих легендарных предков, сохранилось и бальзамирование покойников. Среди зажиточных слоев населения оно практикуется до сих пор и, согласно описанию Мейе, происходит следующим образом: тело несколько раз обмывают розовой водой, обрабатывают ладаном, алоэ и множеством ароматических трав, заворачивают в пропитанное жидкими благовониями полотно и предают погребению вместе с лучшими одеяниями умершего. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864).

  • Расположенные на востоке Святой Земли горы Гилеада — горный хребет к югу от горы Либанон — были сплошь покрыты душистыми кустарниками. Самым распространенным из них был амирис, из которого добывали ароматическую смолу, получившую название «гилеадский бальзам». Страбон упоминает о целом поле в Палестине, в окрестностях Иерихона, полностью заросшем этими бальзамическими деревьями. Исходя из Священного Писания, «гилеадский бальзам» уже в древности считался ценным товаром. «...Идет из Гилеада караван измаильтян, и верблюды их несут стираксу, и бальзам, и ладан; идут они отвезти это в Египет», — говорится в Библии о купцах, которым братья продали в рабство Иосифа. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864).

  • Розовое масло производится в Индии с давних пор; лейтенант Полье в своих «Азиатских путевых записках» так описывает его происхождение: «Норджихан-бегум («свет мира»), любимая жена Джехан-Джира, гуляя однажды в своем саду, увидела на поверхности заполненного розовой водой канала несколько плавающих маслянистых капелек и приказала выловить их. Найденное вещество обладало таким великолепным запахом, что Джехан-Джира приказал найти способ приготовления, чтобы специально производить эту драгоценную эссенцию».

    Вторым «фаворитом» среди душистых растений был жасмин, который индийские поэты называли «лунным светом в рощах». Существуют две основные разновидности жасмина, различающиеся оттенками аромата — «торе», то есть Jasminum grandiflorum, и «самбак» (Jasminum hirsutum). Наряду с другими душистыми цветами заслуживают упоминания панданг (Pandanus odoratissimus), чампак (Michelia champaca), курна (Phoenix dactilifera), букол (Minusops elengi), разумеется, хна (Lawsonia inermis), цветы которой обладают сильным и приятным запахом.

    Из всех этих цветов путем дистилляции изготавливают ароматические эссенции. Крупнейшим центром их производства является Газипур, город, расположенный на северном берегу Ганга, несколько выше по течению, чем Бенарес. Способ производства ароматических эссенций весьма прост. Лепестки цветов смешивают с равным их удвоенному весу количеством воды, закладывают в керамические перегонные аппараты и оставляют на ночь; под действием прохладного ночного воздуха дистиллят собирается в специальных открытых сосудах. К утру цветочное масло собирается на поверхности жидкости, откуда его аккуратно извлекают. Такие эссенции были бы удивительно хороши, будь они чистыми. Однако почти все изготовители эссенций, более или менее сведущие в своем ремесле, добавляют к лепесткам цветов сандаловые щепки, чтобы тем самым облегчить выделение ароматических масел, которые в результате такого усовершенствования приобретают сильный сандаловый запах. Кроме вышеописанных эссенций, ароматические мас­ла из некоторых цветов изготавливают следующим образом. Маслянистые зерна сезама покрывают лепестками цветов и слоями укладывают в закрытый сосуд. Несколько раз увядшие цветы заменяют свежими, после чего из зерен сезама выжимают масло. Это масло имеет ярко выраженный цветочный запах.

    Излюбленными запахами индийцев являются мускус, цибетин, амбра, нард (Valeriana jatamansi), пачули и кус­кус. Последний представляет собой корневые волокна растения Atherum muricatum, из которых изготавливают циновки и занавески. Если такие изделия во влажном состоянии выставить на солнце, то они будут испускать приятный запах. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864).





  • Сосуды-канопы из Лувра раскрывают свои тайны. Четыре египетских ритуальных сосуда с выгравированным на них именем фараона Рамзеса II, вот уже более ста лет хранятся в музее Лувра (они поступили в музей в 1905 году). В такие сосуды (канопы) в Древнем Египте клали внутренности покойного, вынутые при бальзамировании – в данном случае надпись на сосудах позволила археологам предположить, что это погребальные канопы Рамзеса II.

    Однако недавно французские химики провели анализ содержимого сосудов c помощью методов масс-спектрометрии и хроматографии и выяснили, что сосуды содержат ароматические мази и бальзамы, которые были произведены значительно позже времени погребения фараона.

    Метод радиоуглеродного анализа показал, что содержимое сосудов датируется 1035 годом до н. э. Фараон Рамзес II умер в 1213 году до н. э. Кроме того, были обнаружены и частички древесной смолы фисташки мастичной (Pistacia lentiscus), применявшейся для бальзамирования, датированной 275 годом до н. э.

    Как считают искусствоведы Лувра, сосуды могли быть изготовлены для храма Амона-Ра, построенного Рамзесом II, и использовались для хранения ритуальных бальзамов и благовоний, сообщает NewScientist. (16.03.07 http://www.cnews.ru/)

  • Среди богатых и склонных к роскоши афинян ароматические вещества были в большом почете. Исключение составляли философы, осуждавшие эту привычку как проявление изнеженности нравов. Ксенофонт сообщает, что Сократ, которому на пиру у Каллия были предложены духи, отказался от них, заметив при этом, что пользоваться духами подобает женщинам, для мужчины же предпочтительнее то масло, которое используют в гимнасиях. «Ведь если, — добавил он, — умастить свободного и раба духами, они будут пахнуть одинаково, а запах вольного труда и подобающих мужчине упражнений отличает свободного человека» Рискуя нанести некоторый ущерб репутации Сократа в глазах уважаемых читателей, как беспристрастный историк я вынужден добавить, что с таким же пренебрежением Сократ относился к купанию и отнюдь не считал гигиену обязательным атрибутом мудреца. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864)

  • Запах духов, которыми пользовалась правительница древнего Египта Хатшепсут около 3,5 тысячи лет назад, намерены воссоздать специалисты Египетского музея в Университете Бонна. Единственная женщина-фараон Хатшепсут, как полагают ученые, правила Египтом около 1479 года до нашей эры. После смерти мужа, фараона Тутмоса II, она стала регентом при его трехлетнем сыне Тутмосе III, но постепенно присвоила себе все царские регалии и титул фараона. Междуцарствие продлилось 20 лет - она не допускала Тутмоса к власти, отмечает куратор Египетского музея Михаэль Хевелер-Мюллер (Michael Hoeveler-Mueller).
    В настоящее время специалисты музея изучают флакон, на котором была нанесена надпись с именем Хатшепсут. Ученые полагают, что это один из предметов ее парфюмерной коллекции. Сосуд исключительно хорошо сохранился.
    "Мы рассматриваем возможность передачи его для изучения в радиологическое отделение университетской клиники. Высохшие остатки жидкости могут быть распознаны с помощью рентгенографии", - поясняет Хевелер-Мюллер, слова которого приводятся в сообщении музея.
    "Наши фармакологи сейчас проводят анализ отложений на стенках и дне флакона", - добавил он.
    В случае успеха ученые смогут реконструировать запах парфюма спустя 3,5 тысячи лет после смерти женщины, которая им владела.
    По его словам, духи Хатшепсут служили для демонстрации ее власти.
    "Мы думаем, что одним из ингредиентов был ладан - запах богов", - говорит куратор музея.
    Он отмечает, что именно во времена правления Хатшепсут была предпринята экспедиция в страну Пунт (территория современной Эритреи). Оттуда египтяне импортировали драгоценные товары, такие как черное дерево, слоновая кость, золото и ладан.
    Хатшепсут умерла в 1457 году до нашей эры. Исследование мумии показало, что на момент смерти ей было от 45 до 60 лет. Кроме того, она страдала от избыточного веса, диабета, рака, остеопороза и артрита. Вероятно из соображений безопасности, ее положили в могилу ее кормилицы. Эти две мумии были найдены в 1903 году знаменитым египтологом Говардом Картером. Однако только через 100 лет, в 2007 году мумия Хатшепсут была идентифицирована с помощью анализа ДНК.
    Тутмос III, судя по всему, не пролил ни слезинки по своей приемной матери - все изображения, где она представала в роли правителя, были уничтожены. (16.03.09 www.ufolog.ru/)

  • Наряду с другими распространенными среди индийских мусульман благовониями заслуживают упоминания «абир» — ароматический порошок, наносимый на лицо и тело и изготавливаемый из сандалового дерева, алоэ, тумерика, розы, камфары и цибетина, а также другой порошок под названием «чикса», состоящий из горчичных семян, муки, fenum graecum, кипариса, сандалового дерева, пачули, кус-куса, анисового семени, камфары, бензоя и всевозможных пряностей. Кроме того, индийские мусульмане используют пастилки из бензоя и других ароматических веществ, которые называются «уг-гур-ки-бутти». Для натирания тела применяется также «ур-гуджа» — ароматическая мазь из сандала, алоэ, розового масла и жасминовой эссенции. Используется также зубной порошок под названием «мунджун», состоящий из обожженной миндальной скорлупы, табачного пепла, черного перца и соли. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864).

  • В церемониальном зале Пекина, называющемся Тиванг-мьяо, в память об усопшем императоре в двенадцати больших урнах курятся благовония. Когда мандарины входят в тронный зал, возжигают благовония перед царствующим монархом; если же он отсутствует, те же почести воздаются пустому трону. Подобная церемония проводится также на ежегодном празднестве, посвященном Конфуцию.

    Благовония используются и в китайских погребальных обрядах. Тело усопшего обмывают, умащают благовониями и одевают в лучшие одежды, его портрет помещают в центре комнаты и ставят под ним сосуд с курительными палоч­ками, который является обязательным атрибутом любого китайского дома. Участники похоронной процессии, сопровождающие покойного к месту захоронения, всю дорогу жгут некое подобие ароматических спичек. Ближайшие родственники опираются на посохи, демонстрируя тем самым, что скорбь полностью лишает их сил, а женщины, которых несут в палантинах, закрытых белыми шелковыми занавесями, громко причитают. (Риммель Ю. Энциклопедия парфюмерии. 1864).



к странице 1 2

к оглавлению

 

 

 

К общему алфавитному указателю статей



© ООО Реал, 2002-2022

 

Top.Mail.Ru   Яндекс.Метрика Индекс цитирования